Erzin Community

Поход Архыз — Теберда, 31 июля - 5 августа

День первый.
Заброска — перевал Архызское седло — ночевка на озере Любви.

Прилетели в аэропорт Минеральные Воды около 9 утра, покормили Алиску, почти три часа ждали таксиста. Ждали не потому, что все так медленно, а потому, что хотели, чтобы еда провалилась внутрь, а не стремилась наружу на горных серпантинах.

На такси доехали до Архыза за три часа. По пути заехали в Черкесск за газом, за что с нас дополнительно взяли 100 рублей. Вообще, по рассказам водителя, все только и зарабатывают на туристах, в основном зимой, а в межсезонье все совсем печально. Алиска спала всю дорогу в автокресле как сурок.

В Архыз приехали в 14:30. Пообедали местными хачапури. Около 15:15 вышли на маршрут, явно поздно, но решили все-таки идти, а не ночевать в Архызе. Пошли по треку, который вывел нас к какому-то совершенно не ходибельному подобию висячего моста на высоте метров 10 над рекой. Вернулись, спросили у местных, как перейти на другой берег, к 16 часам нашли нормальный мост. Входа в заповедник нет, точнее он есть, но не понятно, платный или нет, а вокруг одни заборы с надписями, что туда ходить нельзя. В результате долгих поисков нашли дырку в заборе и попали в запретную зону, а оттуда вышли на тропу к перевалу Архызское седло.

Сразу начался крутой подъем, набрать нам предстояло 900 метров. У начала подъема встретили мужика на лошади, который сказал, что мы идем в правильном направлении и он нас догонит позже. Позже он нас действительно догнал и даже предложил подбросить один рюкзак на перевал. Мы отказываться не стали, так как после бессонной ночи и длительной заброски подниматься было довольно тяжело: по прикидкам, мы поднимались 100 метров то ли за 15 минут, то ли за пол часа, а скорее всего сначала за 15 минут, а потом за пол часа. Без тяжелого рюкзака стало легче, но не всем ;). Начинало темнеть и холодать.

Алиска стала мерзнуть, о чем стала во всеуслышание сообщать на все четыре стороны. А все теплые вещи остались в рюкзаке, который уехал на лошади. Я даже начала переживать (а если честнее, то паниковать), что скоро стемнеет и мы не найдем рюкзак, или что рюкзак украдут. Но все закончилось благополучно — на перевале мы были около 19:30, нашли там рюкзак, одели Алиску, успокоились и пошли дальше, на место ночевки. К озеру вышли около 20:00. Высота над уровнем моря 2210 м.

Там уже стояла группа туристов, три палатки. Когда мы пришли, они уже посуду мыли после ужина. Мы поставили лагерь, приготовили свой ужин (на ужин мы брали с собой крупы и сублимированное мясо Гала-Гала, очень неплохой вариант, как оказалось, мы его же брали с собой в поход по Самарской Луке), обнаружили, что забыли соль и мой фонарь. Кстати, весь поход мы так и питались без соли. Спать легли около 22 часов. Среди ночи меня накрыло — то ли от сильной усталости после такого марш-броска, то ли горняжка (все-таки 900 метров по вертикали с непривычки и высота 2210 м, хотя вроде бы и не много). Но довольно быстро отпустило и утром уже все было хорошо.

День второй.
Озеро Белкау-Кель — озеро Чабаклы-Кель — ночевка на озере под перевалом Озерный.

Проснулись в 7:00. Утром стало припекать солнце и я проснулась от того, что в палатке стало невыносимо жарко. Завтракали и собирались довольно долго, вышли в 9:15. Алиска поела и бегала изучала цветочки и камушки, пока мы ели и собирались.

Вообще, она постоянно, как только проснется - сразу из палатки сразу выходила гулять, вот такая вот полная свобода - не надо ни одеваться, ни ждать кого-то, ни бегать по комнате и собираться - проснулся - и гулять. Сразу и много. Потом устала, подошла к рюкзаку и попросила её туда упаковать.

Собственно, примерно по такому сценарию проходило каждое наше утро, сборы меньше двух часов не занимали, как мы ни старались не тормозить.

В плане на сегодняшний день было дойти до озера Чабаклы-Кель и встать там на ночевку. Шли не спеша, останавливались отдыхать и фотографироваться, и все равно к озеру вышли рано, в 13:30.

Пообедали на нем, отдохнули и решили, что надо идти дальше. В целом мы не планировали большие переходы, выходило примерно по 15 км в день, и поэтому обычно самое позднее часов в 5 вечера у нас уже стояла палатка. В озере тем временем вовсю плескалась рыба, но место для ночевки не очень уютное, хорошо, что мы там не встали.

От озера в сторону перевала тропы как таковой не было, а был подъем по довольно крутому склону и дальше траверс этого крутого склона. В этом месте маршрута мне было немного не по себе, я боялась улететь вниз, тем более, что Алиска прыгала сзади в рюкзаке и постоянно смещала наш центр тяжести.

Потом мы перевалили на другую сторону хребта, и во-первых появилась тропа, а во-вторых открылся потрясающий вид на ущелье и долину реки Маруха. В этот момент я поняла, что в это место я захочу вернуться ещё, может и не один раз.

Все склоны были усыпаны овцами и лошадьми с жеребятами.

Алиска весь поход восхищалась овцами, лошадками и другой живностью, попадавшейся по пути.

Над соседним ущельем висела туча и громыхало. А у нас пока светило солнце, но мы начали сомневаться, что сможем пройти перевал сегодня. А если даже и сможем, то точно не сможем спуститься с него, чтоб нормально встать на ночевку. И тут, обогнув очередной утес, мы увидели озеро и палатку. Сразу появилась мысль, а не встать ли нам тоже на этом чудесном безымянном озере.

Свернули с тропы, познакомились с жителями палатки, это оказались три мужика из Майкопа, и поставили свой лагерь на другом берегу озера.

Через часа полтора подошла ещё одна группа туристов и тоже поставила лагерь рядом. Это были коммерческие туристы из Воронежа и с ними гид из Москвы. Они побросали вещи и побежали купаться, попутно восхищаясь, что мы с Алиской путешествуем, и какие мы молодцы, и какой у нас хороший рюкзак-переноска для Алиски.

Поужинали и легли спать около 21 часа. Высота ночевки 2600 м.

День третий.
Перевал Озерный — долина реки Маруха — ночевка под перевалом Кызыл-Ауш.

Утром встали в 6:00. Спросили у соседей дорогу и где лучше ставить лагерь: во-первых они шли оттуда, куда предстояло идти нам, а во-вторых они бывалые и не первый раз в этих краях. Вышли в 8:40. Решено было как можно ближе подойти к перевалу Кызыл-Ауш.

Добрались до перевала Озерный (высота 2600 м) практически без набора высоты, перевалили и начался длинный, нудный, очень тяжелый спуск, самый тяжелый для меня за весь поход. Душу грели только безумной красоты виды и хорошая погода.

Около 11 часов спустились к мосту через реку Маруха (высота 1850 м., перепад высот на спуске около 800 м.). Решили пообедать, встретили мужиков, наших соседей по предыдущей ночевке из Майкопа. Они оставили машину у моста, и теперь вернулись к ней.

Посоветовали нам посетить озера Архыза, так называемую Архызскую кругосветку.

Попрощались с ними и начали подъем на перевал Кызыл-Ауш (высота 2880 м.). До 2000 метров шла дорога, дальше дорога закончилась, и начался дождь. Дождь испортил нам с Алиской настроение. Алиску пришлось даже упаковать в дождевик. Но скоро мы вышли к кошаре, из которой вышли два чабана. Мы спросили, где тут лучше поставить лагерь, они сказали, что все ставят у озера, и угостили нас айраном. Айран был божественен, Алиска тоже заценила, съела две ложки. Но долго отдыхать было нельзя, так как дождь грозил разойтись в ливень и не дать нам посуху поставить лагерь. Поэтому мы двинули дальше.

Лагерь решено было ставить между двух речек на островке (высота 2400 м). Быстро поставились и решили сходить прогуляться к водопаду.

На обратном пути насобирали дрова из рододендрона, которым был усыпан весь склон. На гребень, под которым мы остановились, наползали зловещие черные тучи и громыхало где-то совсем рядом. Периодически выходило солнце и освещало наш склон. Совсем близко подошел табун пасущихся лошадей.

Потом стало темнеть и холодать, и мы полезли спать. На утро предстоял подъем на перевал.

День четвертый.
Перевал Кызыл-Ауш — полудневка в долине реки Аксаут.

Встали в 6:30. Вышли в 8:40. Сразу начался подъем на перевал — муторный серпантин, но преодолели мы его довольно быстро, за 1:20, набор высоты примерно 500 м, высота перевала 2880м. В 10:00 были на перевале.

Начали спускаться, внизу показался кош и весь склон был, как и полагается, усыпан овцами. И тут на нас напали собаки, пастушьи, штук пять. Пытались отогнать нас в сторону от овец, и мы двинули к кошу. Оттуда уже вышли чабаны, наорали на собак, и те вроде отстали. Алиска все время сидела тихо в рюкзаке. Чабаны предложили передохнуть, удивились, что мы с Алиской, угостили айраном, рассказали, что вчера вечером видели в бинокль двух больших волков на перевале Кызыл-Ауш, то есть недалеко от нашей предыдущей ночевки. Потом налили нам с собой айрана в бутылку и мы двинулись дальше.

Этот спуск не показался мне очень сложным, хотя сброс высоты был больше 1000 м. Под конец спуска начался дождь и стало грохотать. У меня оторвалась подошва от ботинка. Экстренно пришивали заранее найденной веревкой. К реке Аксаут спустились уже под дождем, вышли на дорогу к аулу Красный Карачай. Погода не обещала ничего хорошего, и мне захотелось поставить лагерь и пересидеть в палатке дождь с грозой. Увидели хороший лиственный лесочек на берегу, с одной стороны которого уже стояли две палатки и машина.

Мы поставились с другой стороны. Место было так себе — все загажено коровами, без дров и чистой воды — река Аксаут довольно большая, мутная и грязная.

И тут внезапно тучи разошлись и вышло солнце. Но лагерь уже стоял и было принято решение оставаться на ночевку здесь.

Попробовали сжечь памперсы — не вышло, они не горят! Вообще наполненные памперсы оказались очень неожиданным грузом - и выкинуть нельзя, и нести тяжело, и, в отличие от другого груза, вес памперсов увеличивался, а не уменьшался.

С трудом насобирали дров, чтоб приготовить ужин. Пришли познакомиться наши соседи, выразили восхищение, что мы с Алиской, угостили пирожками и конфетами. Конфеты оказались очень кстати, попили чай и упаковались спать.

День пятый.
Аул Красный Карачай — долина реки Марка — полудневка в долине реки Малая Марка.

Встали поздно, в 7:30, так как наполеоновских планов на сегодня не было, нужно было только подойти под перевал Мухинский. Вышли около 9:00, дошли до заброшенного аула Красный Карачай (1550 м.). Начали подъем по ущелью реки Марка. Очень хорошая натоптанная тропа.

Встретили группу пеших туристов и несколько человек на лошадях с удочками и ружьями. В 14:30 нашли очень хорошее место для лагеря — на пригорке, под соснами между двух рек. Отличное место для полудневки.

Единственный минус — обилие грибов, которые мне пришлось уничтожить, чтоб Алиска не наелась. После ужина Алиска решила сходить помыть котелок и вся извозилась в саже, отстирать её комбинезон я так и не смогла. Высота ночевки 2100 м.

День шестой.
Перевал Мухинский — выход в Теберду.

Встали в 7:00, вышли примерно в 9 утра.

Начали подъем на перевал. По пути пришлось форсировать реку.

На перевал вышли часов в 11:00, высота 2750 м, набор 650 м. С этого перевала должно быть видно Эльбрус, но мы, как ни старались, не увидели даже намека на него. Наверно из-за того, что все было затянуто тучами.

Очень удивило то, что на этот перевал со стороны Теберды идет дорога, и сюда заезжают на машинах.

Вообще после этого перевала начинается отвратительная цивилизация, и от наших планов заночевать где-то перед Тебердой пришлось отказаться. Слишком велик был контраст между нашими предыдущими ночевками в дикой нетронутой природе и этими местами, где на перевал на машинах заезжают... Спуск с перевала идет практически до самой Теберды, по пути приходится бродить несколько раз реку Муху, довольно глубоко — по колено. Вообще этот день был самый мокрый, до этого весь поход бродов не было вообще.

К обеду мы вышли в Теберду, где взяли такси и доехали до Домбая.

Карина, 14 сентября 2016 г.