Erzin Community

Поход по маршруту Козельск - Чертово городище - Оптина пустынь, или ночной шабаш в Чертовом городище

Походные записки Карины

Идея съездить в Оптину пустынь у меня появилась давно. В процессе разработки маршрута для похода недалеко от пустыни обнаружилось Чертово городище, представляющее собой холм с выходами на поверхность скал песчаника, нехарактерных для средней полосы России. Также нехарактерными для средней полосы России являются растения, произрастающие на этом холме - папоротник-многоножка и светящийся мох шистостега. Кроме того, это место считается таинственным и аномальным, оно окружено тайнами, легендами и всевозможными рассказами о непонятных и страшных явлениях, которые происходят там с туристами, начиная от вращающейся стрелки компаса и заканчивая сердечными приступами и провалами во времени. Естественно нам захотелось в этом месте тоже побывать. И после нашего похода таинственные байки о Чертовом городище пополнились ещё на одну. Но обо всем по порядку.

Наш маршрут изначально выглядел следующим образом: на поезде из Москвы мы ехали до Калуги, потом на автобусе в Козельск, из Козельска пешком километров 15 до шахтерского городка Сосенский, оттуда километров 6 до городища, потом обратно в Сосенский и где-то на пути из Сосенского до Оптиной пустыни мы планировали заночевать. Но естественно все пошло немного не так, как планировалось.

Первые корректировки маршрута внес первый автобус Калуга - Козельск, на который не оказалось свободных мест, поэтому у нас оказалось не три часа ожидания в Калуге, а целых пять. Первый два часа мы сидели на жутко вонючем вокзале Калуги и ждали, пока взойдет солнце, и когда, наконец, рассвело, мы пошли гулять. Калуга, как родина Циолковского с его многочисленными памятниками, домом-музеем и музеем космонавтики, заслуживает отдельного внимания. Нам же из интересного по пути в макдоналдс, где мы собирались позавтракать, попалась только уличная библиотека.

Наконец пришло время нашего автобуса и мы поехали в Козельск. В Козельске располагается ракетная военная дивизия, поэтому город довольно живой и производит приятное впечатление.

Пройдя через весь город мы вышли на грунтовую лесную дорогу, проходящую через очень живописный и ароматный сосновый бор.

Дорога петляла, пересекала просеки и небольшие пересохшие речки. В какой-то момент дорога и трек разошлись, и мы вынуждены были выйти на просеку и идти по ней, надеясь, что дорога должна где-то эту просеку пересечь и вывести нас в город Сосенский. Но она все не появлялась, и мы решили форсировать лес, потому что за ним уже замаячили какие-то трубы, очевидно, Сосенского. Неожиданно долгожданная дорога снова появилась и мы вышли в шахтерский город с памятником шахтеру в центре.

Немного передохнув и закупившись водой, мы двинулись дальше, к Чертовому городищу. Блуждания в поисках дороги, бессонная ночь и тяжелые рюкзаки давали о себе знать - мы, пройдя чуть больше половины запланированного пути, очень устали и начали сомневаться в том, что успеем заночевать там, где планировали.

Уже на подходе к Чертовому городищу нас остановил егерь, сказал, что посещение памятника платное и ещё в окрестностях памятника можно заночевать за отдельную плату. Мы уже основательно к этому моменту устали и решили воспользоваться предложением заночевать, к тому же, что это обошлось нам по 20 рублей с человека. Но на мой взгляд, за такую веселую ночевку нам должны были ещё доплатить :)

Ночевать можно было или на оборудованной для лагеря площадке или под самим холмом Чертова городища. На оборудованной площадке уже стояло несколько палаток, поэтому мы решили ночевать под холмом. Но сначала мы хотели посетить городище. Оно представляет собой холм, на котором на поверхность выходят огромные валуны песчаника, в некоторых из которых сделаны отверстия разных форм и размеров.

Некоторые валуны образуют гроты и небольшие пещерки.

Посмотрев на эти большие камни и дырки в них, мы пошли искать место для ночевки. Прямо под холмом есть небольшая площадка, которая время от времени используется для палаточных лагерей. Мы поставили палатку, приготовили ужин, поели и когда пили чай, из кустов вылез непонятный зверек, похожий на ежа без иголок, который шарился в поисках еды, не обращая на нас никакого внимания. Я оставила ему остатки сырой картошки, но она до утра пролежала нетронутая, видимо картошками он не питается.

Около десяти часов вечера мы пошли спать, а около одиннадцати я проснулась от того, что кто-то играл на флейте или каком-то подобном инструменте. Учитывая, что никаких селений поблизости нет и время уже позднее, это было как минимум странно. Потом мимо нашей палатки прошли несколько человек, обсуждая, что им надо на холм. Зачем на ночь глядя идти в это Чертово городище - непонятно, но я подумала, что это какие-то запоздавшие туристы и продолжила спать. Около часа ночи я снова проснулась от того, что на вершине холма стучали в барабаны! Очень громко. Потом к барабанам присоединилась флейта, какие-то трещотки, волынка и громкий смех. Это было уже не просто странно, а жутко и страшно. А таинственная и загадочная репутация этого места страха только добавляла. Я выглянула из палатки, и увидела, что на вершине холма, откуда доносится музыка, вращается что-то похожее на небольшой прожектор. Окончательно убедившись, что там происходит какой-то шабаш, я вернулась в палатку. Когда в очередной раз наверху замолотили в барабаны, Леша, спавший все время до этого, проснулся и спросил:
- Что это за звуки?
- Кто-то стучит в барабаны, - ответила я,
- Какие барабаны?... А, ну ладно… - и продолжил спать, как будто ничего необычного не происходит, и для ночевки в лесу такой шабаш - это совершенно нормально.

В общем, я поняла, что охранять наш лагерь от ведьм я буду одна, и предвкушая бессонную ночь, надеялась, что эти люди с барабанами не решат принести в жертву своим богам двух туристов под холмом. Около четырех часов ночи довольно большая группа людей спустилась с холма и остановилась рядом с нашей палаткой. Они громко что-то обсуждали, светили фонарями, и судя по всему у них ещё были свечи, которые мы нашли утром рядом с палаткой. Потом они сказали, что им надо вернуться на холм, ушли, ещё немного поиграли там и потом все стихло.

Утром нас разбудил дождик, было очень неохота вылезать из палатки в сырость, да ещё и ночные приключения давали о себе знать - я совершенно не выспалась. В общем вышли из лагеря мы позже, чем планировали. Обратный путь в Сосенский снова лежал через холм Чертова городища. Поднявшись, я попыталась найти место, где ночью был шабаш, но никаких следов ночных плясок там не было, зато мы нашли большой грот, который не увидели вечером. На стенах этого грота росло много реликтового светящегося мха шистостега. Он на самом деле светится при попадании на него света под определенным углом! Выглядит очень красиво и впечатляет.

До Сосенского мы дошли быстро, сели в автобус и доехали до поворота на Оптину пустынь. Ещё пару километров по лесу и мы оказались в монастыре. Если честно, то какого-то особенного впечатления он на нас не произвел - толпы народу и никакой атмосферы уединения, которой я пытаюсь найти в таких местах.

Там мы пообедали в паломнической трапезной - довольно дешево и довольно вкусно. Недалеко от монастыря находится освященный источник святого Пафнутия. Рядом с источником есть информационный щит, который сообщает, что вода в нем повышенной жесткости и с повышенным содержанием железа и пить её не рекомендуется. При этом толпы людей приходят с бутылками, пьют на месте и забирают с собой. Видимо читать их не научили.

И когда надо было выдвигаться в обратный путь в Козельск, на горизонте появилась большая черная гремящая туча. Я боюсь грозы, особенно в лесу. Но времени пережидать её в монастыре у нас уже не было, и я облачившись в непромокаемую куртку, надев капюшон и облачив рюкзак в защиту от дождя, повеселила туристов, гуляющих вокруг в шортиках и маечках.

Через несколько минут пошел легкий дождик, а ещё через несколько перестало греметь, вышло солнце, небо стало голубое и я поняла, что гроза чудесным образом прошла мимо.

Но приключения в этом походе сопровождали нас до самого дома - сначала автобус, который должен был везти нас в Москву, опоздал больше чем на полтора часа. Потом он стоял в пробках, и в метро мы зашли минут за сорок до его закрытия. Почти бегом преодолевая переходы метро, мы таки успели пересесть на свою ветку и добрались до дома около двух часов ночи.

Все фотографии этого похода есть в галерее.